Шема охлаждения ВАЗ 2121

Запись отavtoadm Запись на18.02.2023 Комментарии0

ВАЗ 2121, известный также как Нива, является одной из самых популярных отечественных внедорожников. Одной из важнейших систем этого автомобиля является система охлаждения двигателя. В этой статье мы рассмотрим принцип работы и основные элементы шемы охлаждения ВАЗ 2121.

Основная функция системы охлаждения заключается в удалении избыточного тепла из двигателя и поддержании его работы в оптимальной температуре. Для этого используется вода или смесь вода-антифриз, циркулирующая по двигателю и радиатору.

Основными элементами шемы охлаждения ВАЗ 2121 являются:

  • Радиатор — основной элемент системы, предназначенный для охлаждения воды. Он состоит из множества трубок, по которым проходит вода, и множества пластин, увеличивающих площадь контакта воды с воздухом.
  • Вентилятор — устройство, предназначенное для создания дополнительного притока воздуха в радиатор. ВАЗ 2121 оснащается вентилятором, который включается автоматически при определенной температуре двигателя.
  • Термостат — устройство, которое контролирует температуру охлаждающей жидкости. Оно открывает или закрывает путь для протекания воды через радиатор в зависимости от температуры двигателя.
  • Водяной насос — механизм, обеспечивающий циркуляцию охлаждающей жидкости по системе. Он приводится в действие ременной передачей от коленчатого вала двигателя.

Таким образом, шема охлаждения ВАЗ 2121 обеспечивает надежное удаление тепла из двигателя и его нормальную работу в самых различных условиях. Это позволяет сохранить долговечность и эффективность автомобиля, а также обеспечить комфортную эксплуатацию владельцу.

История создания

Шема охлаждения ВАЗ 2121, также известная как «Нива», была разработана в 1977 году.

Создание этой системы охлаждения было важным этапом в истории автомобиля. ВАЗ 2121 была первой внедорожной моделью ВАЗ, которая стала популярной не только в России, но и за ее пределами.

Принцип работы шемы охлаждения ВАЗ 2121 заключается в циркуляции охлаждающей жидкости в двигателе автомобиля. Она проводится с помощью насоса, который перекачивает жидкость через радиатор для охлаждения и возвращается обратно в двигатель.

Основным элементом этой системы является радиатор, который отводит тепло от двигателя и обеспечивает его охлаждение. Радиатор состоит из множества маленьких трубок, которые предназначены для распределения охлаждающей жидкости и увеличения поверхности охлаждения.

Шема охлаждения ВАЗ 2121 успешно выполняет свою функцию и обеспечивает надежное охлаждение двигателя автомобиля. Она стала частью автомобильной истории и останется популярной и востребованной на протяжении многих лет.

Важность системы охлаждения

Основной задачей системы охлаждения является удаление излишнего тепла, возникающего при работе двигателя. Он возникает в результате сжигания топлива и трения деталей двигателя. Если этот тепловыделение не будет контролироваться и регулироваться, то это может привести к серьезным поломкам двигателя, вплоть до полного выхода его из строя.

Основными элементами системы охлаждения ВАЗ 2121 являются радиатор, вентилятор, насос и термостат. Радиатор служит для отвода тепла от двигателя с помощью теплоносителя — охлаждающей жидкости. Вентилятор обеспечивает дополнительное охлаждение при необходимости, например, при остановке автомобиля на светофоре. Насос отвечает за циркуляцию охлаждающей жидкости, а термостат контролирует температуру двигателя и позволяет его поддерживать в оптимальном диапазоне.

Принцип работы системы охлаждения

Принцип работы системы охлаждения

Принцип работы системы охлаждения основан на циркуляции охлаждающей жидкости через двигатель и радиатор.

Насос системы охлаждения подает охлаждающую жидкость по трубкам двигателя. В процессе работы двигателя, она нагревается и поступает в радиатор, который находится перед автомобилем. В радиаторе жидкость охлаждается за счет контакта с воздухом, поступающим через решетку передней части автомобиля. Охлажденная жидкость снова поступает в двигатель и заново охлаждает его, образуя замкнутый контур. При этом вентилятор может включаться для усиления процесса охлаждения при высоких температурах.

Таким образом, система охлаждения ВАЗ 2121 является неотъемлемой частью автомобиля, обеспечивая его надежную работу и предотвращая перегрев двигателя. Регулярное обслуживание и контроль работы этой системы необходимы для поддержания оптимальной работы двигателя и продления срока его службы.

Основные элементы

Шема охлаждения ВАЗ 2121 включает в себя несколько основных элементов, каждый из которых выполняет свою роль в поддержании оптимальной температуры двигателя:

Радиатор – главный элемент системы охлаждения, предназначенный для снятия тепла от нагретой охлаждающей жидкости. Радиатор состоит из множества тонких трубок, в которых происходит охлаждение жидкости под воздействием воздушных потоков.

Вентилятор – механизм, предназначенный для активного охлаждения радиатора. Вентилятор может быть электрическим или приводиться в действие от вала двигателя. Он включается при достижении определенной температуры двигателя и создает воздушный поток, который усиливает процесс охлаждения.

Термостат – устройство, контролирующее температуру охлаждающей жидкости и регулирующее ее поток в системе охлаждения. Термостат открыт, когда температура двигателя низкая, и закрыт, когда достигается определенная температура, поддерживая постоянную температуру в системе.

Насос – устройство, отвечающее за циркуляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Насос приводится в действие от вала двигателя и создает поток, который передвигает охлаждающую жидкость по контуру системы.

Расширительный бачок – резервуар, предназначенный для компенсации изменения уровня охлаждающей жидкости, вызванного ее расширением при нагреве. В расширительном бачке также содержится датчик уровня жидкости, который предупреждает о возможных утечках или недостаточном уровне охлаждающей жидкости.

Шланги и соединительные элементы – система шлангов, трубок и соединительных элементов обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по всем узлам системы охлаждения. Они позволяют охлаждающей жидкости подаваться к двигателю и рассеиваться через радиатор и остальные элементы системы.

Все эти основные элементы взаимодействуют друг с другом и обеспечивают эффективное охлаждение двигателя. Правильное функционирование системы охлаждения, в свою очередь, гарантирует надежную работу автомобиля ВАЗ 2121 и продлевает срок службы двигателя.

Радиатор

Радиатор состоит из нескольких элементов:

  • Решетка радиатора – служит для защиты радиатора от механических повреждений и создания оптимальных условий для прохождения воздуха.
  • Распределительная коробка – функциональный элемент, распределяющий нагретую жидкость по всей площади радиатора.
  • Трубки – прокладываются внутри радиатора и предназначены для циркуляции охлаждающей жидкости.
  • Кожух – обеспечивает герметичность и защиту всей системы от внешних воздействий, таких как песок, грязь или вода.

Для эффективной работы радиатора важно периодически проверять его состояние и поддерживать его в чистоте. Засорение радиатора может привести к его неэффективной работе или выходу из строя, что может повлечь серьезные проблемы с двигателем. Поэтому рекомендуется регулярно промывать радиатор и очищать его от пыли, грязи и налета. Также следует следить за целостностью радиатора и при необходимости заменять его.

Вентилятор

Вентилятор устанавливается на передней части радиатора и приводится в движение с помощью электродвигателя. Обычно он включается автоматически при достижении определенной температуры охлаждающей жидкости, что обеспечивает постоянный поток свежего воздуха для охлаждения двигателя.

Своевременное включение и работа вентилятора играют важную роль в поддержании нормальной температуры работы двигателя ВАЗ 2121. Если вентилятор не функционирует должным образом, это может привести к перегреву двигателя и его возможному повреждению. Поэтому важно регулярно проверять состояние и работоспособность вентилятора, а также следить за температурой охлаждающей жидкости и системы охлаждения в целом.

Принцип работы

  1. Радиатор охлаждения. Это устройство, состоящее из множества тонких пластинок, разделенных между собой малыми промежутками. Внутри радиатора циркулирует охлаждающая жидкость, которая эффективно отводит тепло от двигателя.
  2. Вентилятор. Рядом с радиатором установлен электрический вентилятор, который включается при достижении определенной температуры двигателя. Вентилятор создает приток воздуха и усиливает процесс охлаждения.
  3. Термостат. Термостат регулирует температуру охлаждающей жидкости, открывая или закрывая клапан в зависимости от температуры двигателя. Это позволяет поддерживать оптимальную рабочую температуру двигателя.
  4. Насос охлаждения. Насос является основным элементом системы охлаждения и отвечает за циркуляцию охлаждающей жидкости по системе. Он передвигает жидкость от радиатора до двигателя и обратно.
  5. Расширительный бачок. В шеме охлаждения есть расширительный бачок, который компенсирует изменения объема охлаждающей жидкости в процессе работы двигателя. Он также выполняет функцию отвода воздушных пробок и газов, образующихся в системе.

Принцип работы шемы охлаждения ВАЗ 2121 состоит в следующем: охлаждающая жидкость циркулирует по системе, поглощает тепло от нагретых деталей двигателя и передает его радиатору. Вентилятор помогает усилить процесс охлаждения, а термостат регулирует температуру жидкости, поддерживая оптимальные показатели. Насос охлаждения обеспечивает постоянную циркуляцию жидкости, а расширительный бачок компенсирует возможные изменения объема жидкости и выполняет функции отвода газов.

Циркуляция охлаждающей жидкости

Система охлаждения ВАЗ 2121 основана на циркуляции охлаждающей жидкости по двигателю, которая позволяет поддерживать оптимальную температуру работы. Охлаждающая жидкость циркулирует по замкнутому контуру и проходит через основные элементы системы.

Основными элементами системы охлаждения являются:

  • Радиатор: основной элемент системы, предназначенный для охлаждения охлаждающей жидкости. Радиатор состоит из множества тонких металлических трубок, через которые проходит охлаждающая жидкость. При движении воздуха через трубки радиатора происходит отвод тепла, что позволяет охладить жидкость перед ее возвращением в двигатель.
  • Вентилятор: установлен на радиаторе и предназначен для усиления процесса охлаждения охлаждающей жидкости. Вентилятор работает автоматически и включается при достижении определенной температуры двигателя.
  • Термостат: регулирует температуру охлаждающей жидкости и обеспечивает ее равномерное распределение по системе. Термостат закрыт при низкой температуре и открывается при достижении определенной температуры, позволяя охлаждающей жидкости пройти через радиатор.
  • Насос: обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе. Насос приводится в движение через ремень привода от двигателя. Он прокачивает охлаждающую жидкость из радиатора в двигатель, а затем снова в радиатор.

В результате циркуляции охлаждающей жидкости по системе достигается оптимальное охлаждение двигателя, что способствует его более эффективной работе и увеличивает срок службы автомобиля.

Термостат

Основная функция термостата — контроль температуры двигателя. При нагреве двигатель производит большое количество тепла, и для его охлаждения требуется проталкивать достаточное количество охлаждающей жидкости через радиатор. Термостат регулирует этот процесс и определяет, когда открывать и закрывать доступ к радиатору.

Принцип работы термостата

Термостат состоит из восьмигранного корпуса с поршнем и восковым элементом. При холодном двигателе термостат закрыт — поршень находится в нижнем положении и преграждает путь для циркуляции охлаждающей жидкости через радиатор. При этом охлаждающая жидкость циркулирует только внутри двигателя.

По мере нагрева двигателя, восковый элемент внутри термостата плавится и расширяется, поднимая поршень. При достижении определенной температуры, термостат открывается и пропускает охлаждающую жидкость через радиатор. Таким образом, охлаждающая жидкость охлаждается во время прохождения через радиатор и возвращается в двигатель для повторного охлаждения.

Значение термостата

Основная задача термостата — поддерживать оптимальную рабочую температуру двигателя. Это важно для эффективной работы двигателя и повышения его ресурса. Если двигатель работает слишком холодным, то это может привести к неэффективному сгоранию топлива и износу двигателя. Если двигатель работает слишком горячим, то это может привести к его перегреву, поломке и дорогостоящему ремонту.

Термостат важно периодически проверять на исправность и при необходимости заменять. Неправильная работа термостата может привести к неправильной температуре работы двигателя, что может негативно сказаться на его работе и сроке службы.

Расходные материалы

Система охлаждения ВАЗ 2121 требует некоторых расходных материалов для своей эффективной работы. Основные элементы, на которые следует обратить внимание, включают:

Жидкость охлаждения

Главным расходным материалом для системы охлаждения является жидкость охлаждения. Она предназначена для поддержания оптимальной температуры двигателя путем отвода тепла от него. Жидкость должна быть подходящей для эксплуатации во всех условиях, устойчивой к коррозии и замерзанию.

Смазка насоса охлаждения

Для надежной работы насоса охлаждения необходима специальная смазка. Она снижает трение и износ деталей, предотвращает перегрев насоса и увеличивает его срок службы.

Таким образом, правильный выбор и использование этих расходных материалов является важным аспектом обслуживания системы охлаждения ВАЗ 2121, который поможет поддерживать ее работоспособность и продлить срок службы двигателя. Регулярная проверка и замена расходных материалов позволит избежать поломок и аварийных ситуаций на дороге.

Расходные материалы Применение
Жидкость охлаждения Создание оптимальной температуры двигателя, отвод тепла
Смазка насоса охлаждения Снижение трения и перегрева, увеличение срока службы насоса

Охлаждающая жидкость

Охлаждающая жидкость циркулирует по системе охлаждения и отводит тепло от горячего двигателя. В своем составе она содержит охлаждающие и антикоррозийные добавки, которые обеспечивают повышенную стабильность работы двигателя в различных условиях эксплуатации.

Важно отметить, что качество охлаждающей жидкости имеет прямое влияние на эффективность работы системы охлаждения. Поэтому регулярная проверка и замена охлаждающей жидкости являются необходимыми процедурами для поддержания надежной работы двигателя ВАЗ 2121.

Преимущества использования охлаждающей жидкости:

Стабильная работа двигателя. Охлаждающая жидкость помогает поддерживать постоянную температуру двигателя, способствуя его более эффективной и долговечной работе.

Защита от коррозии. Добавки в составе охлаждающей жидкости предотвращают образование ржавчины и защищают от коррозии внутренние поверхности системы охлаждения машины.

Рекомендации по замене охлаждающей жидкости:

Производите замену охлаждающей жидкости согласно рекомендациям производителя. Обычно интервал замены составляет от 30 000 до 50 000 километров пробега или каждые 2 года эксплуатации.

Перед заменой охлаждающей жидкости необходимо остудить двигатель и иметь в распоряжении специальные инструменты и приспособления для этого процесса.

Важно помнить, что если охлаждающая жидкость имеет неярко-зеленый цвет или наблюдаются примеси грязи или ржавчины, то это является признаком необходимости ее замены.

Рубрика